«Дружная семейка»
Родительское собрание «Самоорганизация детей»1.Выступление Сульгиной М,А «Соблюдение правил дорожного движения». 2 .Выступление Емельяновой В.Л 3.Выступление воспитателя Новоселовой М.Б «Развитие самоорганизация у детей дошкольного возраста» 4.Разное (ремонт в детском саду). Цель: Познакомить родителей что такое самоорганизация, и как она важна повседневной жизни ребенка. . Самоорганизация детей старшего дошкольного возраста Как часто вам приходится встречать взрослых неорганизованных людей? Комфортно ли вам рядом с человеком, который не умеет управлять собой и своим временем, постоянно что-то забывает и везде опаздывает? Или, может, вы и есть такой человек? К сожалению, в нашем обществе есть много взрослых людей, у которых совсем не развит навык самоорганизации. И если взрослым с этой проблемой бороться уже достаточно трудно, то у детей как раз можно и нужно этот навык формировать. Что такое организационные навыки? Если очень просто, то организационные навыки – это способность ребенка организовать какую-то деятельность, выполнять разнообразные задачи – планировать, анализировать, ожидать, действовать по плану. Если у вас несколько детей, то вы наверное знаете, что каждый ребенок имеет разный уровень организационных навыков – одни дети с детства аккуратны, а другие творят хаос и он им не мешает. Можно ли помочь ребенку улучшить его организационные навыки? Да, точно можно вы должны помнить, что при рождении в потенциале ребенка уже заложен природный навык к организованности. Причем он есть у каждого ребенка: и у того, который умеет сохранять вокруг порядок, и у того, который, на первый взгляд, совершенно не организован. Скоро дети пойдут в школу и умение правильно обустроить рабочее место, организовать свой график и своевременно выполнять задания облегчит жизнь самим ученикам, увеличит эффективность их работы, а также позволяет вам родителям меньше беспокоиться за своих детей. Что такое самоорганизация Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью. Другими словами, под этим термином понимается способность ставить цели и достигать их, своевременно выполнять необходимые задания, самостоятельно организовывать свою деятельность и четко придерживаться этой организации. Благодаря этому качеству: · Повышается качество работы. Человек, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях. · Деятельность становится более упорядоченной. У организованного человека деятельность подчинена определенному распорядку, являющемуся для него наиболее оптимальным. Это позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты. · Экономятся время и силы. Хорошая самоорганизация позволяет хорошо планировать время — работа выполняется планомерно и остается достаточно времени для досуга, т.к. отсутствует спешка, нервозность, множественные переделки работы и т.д. Важно отметить, что полная самоорганизация возможна только у старших школьников и взрослых людей. Дети же могут обладать ее элементами (следование графику, организация рабочего места и пр.), которые можно развить, и которые становятся превосходным задатком для полной самоорганизации Развитие навыков самоорганизации: способы и советы 1. Четкий распорядок дня является отличной основой для формирования хороших навыков самоорганизации. Дети, привыкшие к нему в семье и в детском саду, своевременно выполняют необходимые задания, привыкают к упорядоченности в делах. 2. Планирование. Хорошо организовать себя помогает заблаговременное планирование. Можно планировать на один день, на целую неделю, на каждые выходные и т.д. Первоначально родителям необходимо помогать детям в этом процессе, постепенно уменьшая свое участие. Заведите и ведите семейный календарь. Красивый календарь с большими пустыми клетками под каждый день месяца словно сам просит, чтобы его заполняли запланированными делами и встречами. Поручите ребенку вести этот календарь для всей семьи: отмечать все дела, которые есть у мамы, у папы, у брата и у него самого. 3. Организация досуга. Обилие свободного времени, не заполненного никакой деятельностью, ведет к чрезмерному расслаблению и ухудшению навыков самоорганизации. Избежать этого позволит заблаговременное составление списка занятий на досуге. Процесс его создания можно разделить на три этапа: · Обдумывание. Ребенку дается задание подумать, что он может делать в свободное от всего время. · Дополнение. После того как ребенок перечислил все варианты, пришедшие ему в голову, родители предлагают другие способы времяпрепровождения. 4. Постановка целей. Для развития навыков самоорганизации важно, чтобы уже с раннего возраста у ребенка были цели. К дошкольникам применимо, чтобы родители ставили их самостоятельно. Но по мере взросления ребенка, необходимо, чтобы ребенок высказывал свои желания, а родители направляли его, давали советы, корректировали при необходимости (НО! незначительно). Цели могут быть самыми разнообразными, даже кажущееся простым создание аппликации. Главное, чтобы их достижение было не сиюминутным, а занимало некоторое время. Если количество задач и целей очень большое, необходимо помочь ребенку распределить их по степени важности. 5. Поэтапное выполнение. Это еще один хороший способ для развития самоорганизации. Он состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы, каждый из которых: · Непосредственно связан с другими этапами. Другими словами, без выполнения данного действия невозможно перейти к выполнению следующего. · Должен быть закончен к определенному времени. В качестве напоминания можно использовать визуализацию даты на календаре. · Контролируется и оценивается. Контроль может осуществляться как в процессе работы, так и после ее выполнения. Если контроль и оценка осуществляются родителями, важно помнить, что замечания и критика должны быть по существу и высказаны в мягкой форме. 6. Баланс между работой и досугом. Если вы хотите привить своему ребенку навык самоорганизации, то это абсолютно не означает, что нужно загрузить полезной деятельностью каждый миг его жизни. Нужно соблюдать строгий баланс между различными обязанностями ребенка (по учебе, по дому и т.д.) и досугом. У ребенка должно быть достаточно времени для желаемых занятий, однако оно должно быть строго определено: 3 часа после выполнения д/з, все воскресенье при условии выполнения всех необходимых заданий по учебе и т.д. 7. Доверьте ребенку такую хозяйственную работу, которая предполагает сортировку и категоризацию. Например, расставлять вымытую посуду по местам, загружать в машинку белье в соответствии с вашими правилами стирки белья, складывать и разносить чистое белье по нужным полкам и ящикам, развешивать и убирать в своем шкафу одежду в соответствии с сезонами. Можно попросить ребенка рассортировать фотографии по датам, чтобы можно было продолжить семейный альбом. Попросите расставить в коридоре обувь по полкам: младшего брата - на верхнюю полку, папину - на нижнюю… Дети легко справляются с такими задачами и даже не скучают во время их выполнения, если четко понимают логику сортировки. Постепенно такая привычка прививается и в отношении порядка на своем рабочем столе, в своих письменных принадлежностях. Кстати о порядке в столе и на столе. Используйте разной величины контейнеры и органайзеры, чтобы даже у самой маленькой кнопки было свое место. Скрепки, ластики, ручки, карандаши, резинки - пусть ребенок рассортирует однотипные вещи по отдельным контейнерам или ячейкам органайзера. Так легче будет найти нужную вещь в любой момент, и порядок будет держаться в разы дольше. С мелкими игрушками тоже можно разобраться с помощью ящиков или органайзеров. 8. Готовьтесь с вечера. Старайтесь найти несколько минут с вечера, чтобы вместе с ребенком подготовить все вещи к завтрашнему дню. Постепенно у ребенка это войдет в привычку, и он уже без вашей помощи сможет контролировать свою готовность к предстоящему дню заранее. 9. Порядок и пример. Собственный пример, а также порядок в доме отлично способствуют развитию навыков самоорганизации. При этом родителям необязательно планировать каждый свой шаг или соблюдать в доме стерильную чистоту, но рекомендуется: · Выполнять обещания данные ребенку и требовать соблюдения обещаний с его стороны · Следовать большинству намеченных планов · Грамотно организовывать досуг · Хранить вещи в одном и том же месте (например, ручки и бумага всегда лежат в верхнем ящике стола) · Соблюдать порядок на рабочем месте: разбирать бумаги, не оставлять вещи на рабочем столе и т.д. 10. Вознаграждайте старания вашего ребенка в стремлении научиться быть организованным человеком. Хвалите ребенка, хвалитесь ребенком своим взрослым друзьям, всячески показывайте, что вы замечаете все, что он делает: все убранные после игры вещи, всю расставленную чистую посуду, и, конечно же, семейный календарь, который помогает всей вашей семье все успевать и никуда не опаздывать. Самоорганизация – высший уровень владения собой и своим временем, умения эффективно устроить свою деятельность. Навыки самоорганизации вполне можно развить, и делать это стоит с самого раннего возраста. Для развития способности к самоорганизации у себя или детей понадобится много терпения, желания и готовности меняться, но при этом результаты не заставят себя ждать, а деятельность станет в разы эффективнее. Вывод: Развивать самоорганизацию в ребенке, очень важно и полезно. Вопрос родителям: Как вы прививаете навыки самоорганизации своим детям? С какими пунктами вы согласны, а какие не походят для вас ? 20 июля 2022 в 13:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.