«Дружная семейка»
Консультация для родителей «Саморегуляция детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста» Для гармоничного развития личности очень важно развивать с детства умение управлять собственными психологическими физиологическими состояниями и поступками. Задача взрослых – способствовать формированию саморегуляции ребенка. Ведь часто , родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное –научить его помогать самому себе, сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу», то есть познакомить с методами саморегуляции. Наиболее важное место в технике саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, игровые приемы Вы как самые близкие взрослые для ребенка можете снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность, агрессию используя специальные психологические методы. Самый распространенный – игра. Список рекомендованных игр для развития произвольности, внимания саморегуляции, навыков самоконтроля, снятия психоэмоционального напряжения. Игра «Изобрази явление» Ход игры: Взрослый и ребенок перечисляют приметы весны: дует ветер, качаются деревья, распускаются листья, идет дождь, образуются лужи, светит солнце. Взрослый показывает движения, которые соответствуют этим явлениям: «Дует ветер» - дует, вытянув губы. «Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками. «Распускаются листья» - выполняет отрывистыми разжатиями и сжатиями кулаков. «Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз. «Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой. «Светит солнце» - руки вверх немного в стороны ладошки растопырены. Когда ребенок запомнит показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, ребенок бегает, танцует, как только музыка прекращается, ребенок останавливается и слушает, какое явление назовет взрослый. Ребенок должен выполнить движения, которые соответствуют данному явлению. Игра «Самолеты» Ход игры: Ребенок сидит на корточках – «самолеты на аэродроме». Взрослый говорит: - Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели. Ребенок гудит вначале тихо, потом все громче, поднимается и начинает бегать по комнате, разведя руки в стороны. - Полетели, полетели и сели. Ребенок садится на корточки, ждет команды взрослого. Так делается несколько раз. Игра «Прогулка в лес» Ход игры: Ребенка приглашают прогуляться в воображаемый лес. Он повторяет движения взрослого: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.Можно спросить ребенка, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д. Игра: «Карлики и великаны» Ход игры: По команде «Карлики!» ребенок приседает, по команде «Великаны!» встает. Команды даются в быстром темпе, в произвольном порядке. Игра: «Пчелки» Ход игры: Ребенок превращается в пчелку, которая «летает» и громко жужжит. По сигналу взрослого: «ночь» - пчелка садится и замирает. По сигналу взрослого: «день» - «пчелка» снова летает и громко «жужжит». Игра «Море волнуется» Ход игры: Ребенок бегает по комнате, изображая руками движения волн. Взрослый говорит: - Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри! Ребенок должен остановиться и удерживать позу, в которой он находился до того, как прозвучала команда «Замри». Взрослый ходит по комнате, рассматривает «морскую фигуру», хвалит ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д. Игра: «Слушай команду» Ход игры: Ребенок движется по комнате под музыку. Внезапно музыка прерывается. Взрослый шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т.п.). Ребенок выполняет команду, включается музыка, игра продолжается. Игра «СЧИТАЛОЧКА-БОРМОТАЛОЧКА» Ход игры: попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качается» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками. Итак, это выглядит следующим образом: 1. Идет -бычок - качается. 2. Идет -бычок - (хлопок). 3. Идет -(хлопок) - (хлопок). 4. (Хлопок) - (хлопок) -(хлопок). Если ребенок не понял задание, покажите ему сами, как это нужно делать. Можно использовать другие варианты считалочки-бормоталочки. 1. Ехал - грека - через - реку. 2. Ехал -грека –через- (хлопок). 3. Ехал- грека- (хлопок)- (хлопок). 4. Ехал - (хлопок) -(хлопок) -(хлопок). 5. (Хлопок) -(хлопок) - (хлопок)- (хлопок). 1. Золотое- решето -черных - домиков - полно. 2. Золотое -решето - черных –домиков- (хлопок). 3. Золотое -решето – черных- (хлопок)-(хлопок). 4. Золотое- решето - (хлопок) -(хлопок) -(хлопок). 5. Золотое - (хлопок) - (хлопок)- (хлопок) - (хлопок). 6. (Хлопок) - (хлопок) - (хлопок) - (хлопок) -(хлопок). Учимся расслабляться. Психогимнастика также является ключевым методом в развитии саморегуляции. Приведу примеры психогимнастических игровых упражнений. Психогимнастическое упражнение «Солнечный зайчик». Ход выполнения. Взрослый: -«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». Психогимнастическое упражнение «Стойкий солдатик». Ход выполнения. Взрослый: -«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!» Психогимнастическое упражнение «Замри». Ход выполнения. Взрослый: -«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и поговори, или предложи заняться чем-то полезным. Психогимнастическое упражнение Тряпичная кукла. Ход выполнения. Покажите ребенку тряпичную куклу. Пусть попробует, как двигаются ее руки и ноги. Поднимите руки куклы и отпустите их. Пусть он повторит. После работы с куклой предложите ему стать тряпичной куклой. Например он расслабляет руки, а вы поднимайте их и отпускайте. Психогимнастическое упражнение Сонный котенок. Ход выполнения. Предложите дошкольнику сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянется, зевнет, поморгают глазками, склонит набок голову и закроют глазки на несколько секунд. С помощью этого метода ребенок учится лучше чувствовать свое тело, выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей. И в то же время с помощью психогимнастики можно научить ребенка контролировать свои эмоции и управлять ими. Игра: «Да» и «нет» не говори» Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и речи. Ход игры: Дети садятся на стульчики. Педагог говорит: - Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет». Воспитатель поочередно задает детям следующие вопросы: - Ты сейчас дома? - Тебе 6 лет? - Ты учишься в школе? Ты любишь смотреть мультфильмы? У тебя есть брат? Ты вчера ходил в детский сад? Ты умеешь кататься на велосипеде? - Кошки умеют лаять? - Яблоки растут на елке? - Сейчас ночь? И т. п. Если ре6енок употре6ляет при ответе слова «да» или «нет», педагог повторяет вопрос. В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1-3 вопроса. Научите ребенка анализировать свое состояние. Дети лучше учатся принимать взвешенные решения, когда их родители склонны к самоанализу и обдумыванию своих поступков. Следует приучать ребенка анализировать свои эмоции и поведение. Такие навыки полезны как для детей, так и для взрослых. Родители должны запастись терпением, помогая ребенку справляться со своим поведением. Дайте ему столько времени для развития навыков саморегуляции, сколько ему потребуется. Не осуждайте и не критикуйте ребенка: говорите ему, почему он отреагировал неправильно в той или иной ситуации, и как следует поступить в следующий раз. Играя с детьми в различные игры, моделируя ситуации, «прорабатывая» эмоции и чувства, воспитатели учат их не бояться окружающего мира, быть готовыми ко всему, что ждет их за пределами собственных квартир и стен сада. Дошкольники учатся управлять собой, контролировать свое поведение и знают, чего ожидать от других. Это касается и отношений в семье, ведь не секрет, что именно взаимоотношения мам и пап в будущем станут примером для ребенка. Положительным или отрицательным - другой вопрос. В конечном счете, лучшим способом развить у ребенка навыки саморегуляции являются поддержка родителей и теплая семейная атмосфера. 18 апреля 2022 в 21:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.