«Дружная семейка»
Рабочая программа 2021-2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модуль) образовательной деятельности сдетьми старшего дошкольного возраста (с 4 до 8 лет жизни) /группаобщеразвивающей направленности срок реализации1 год
с. Горки 2021 г.
Рабочая программа (модуль)образовательной деятельности в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста общеразвивающейнаправленности с детьми с 4 лет до 8 лет – 2021 г.
Составитель: Новосёлова М.Б. – воспитательдетского сада Редактор: · Сульгина МарияАлександровна – заместитель директора по ДО.
В рабочей программе определеныценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средствапо всем образовательным областям развития ребенка (социально-коммуникативная,познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая).
Рабочаяпрограмма разработана на основе целей и задач основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования МОУ «Горкинская СОШ», сучетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста, в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольногообразования, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольногообразования.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательнойдеятельности с детьми старшегодошкольного возраста. Содержание рабочейпрограммы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечиваютполноценное развитие ребенка с 4 лет до 8 лет жизни в адекватных возрасту видахдетской деятельности; формирование социокультурной среды, направленной наразвитие общей культуры, физических, интеллектуальных, нравственных,эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья; осуществление квалифицированнойкоррекции на создание развивающей образовательной среды, которая представляетсобой систему условий социализации и индивидуализации детей старшегодошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка В разновозрастной группе старшего дошкольноговозраста (с 4 лет до 8 лет) общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии сцелями, задачами основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МОУ«Горкинская СОШ» (дошкольное образование), разработанной педагогическимколлективом, в соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартом дошкольного образования утверждённого Приказом Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155, с учетом «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования»,одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию от 20 мая 2015г. № 2/15I, с использованием: • в I части с инновационной программы дошкольногообразования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — издание пятое (инновационное), испр. и доп. —М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019г. • в части, формируемой участникамиобразовательных отношений: образовательной программы «Азы финансовой культуры длядошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольныхучреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. (- 2-е изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019); Парциальная программа художественно-эстетическогоразвития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формированиеэстетического отношения к миру) «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». /Лыкова И.А. (издание 16-еперераб.- М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с.,) . Образовательная деятельностьреализуется в течение всего времени пребывания детей дошкольного возраста в ОУ. Образовательнаядеятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. В соответствиис Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерациина всей ее территории является русский язык. Врабочей программе раскрывается общая модель образовательной деятельности, вкоторой учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста, определены структура и наполнениесодержания образовательной деятельности, основные характеристики иорганизационно-педагогические условия организации образовательного процесса дляполучения детьми дошкольного образования, представленной в виде модулей:социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическоеразвитие. Образовательныеобласти, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно пространственной и развивающей образовательной среды, выступаютв качестве модулей, из которых создана данная Рабочая программа. Модульныйхарактер представления содержания образования в Рабочей программе способствует ееконструированию на материалах выбранных участниками образовательных отношений(взрослыми) спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования(примерной, комплекснойи парциальных).
1.1 Цели и задачи образовательнойдеятельности Главнаяцель Российского образования была сформулирована в майском Указе ПрезидентаРоссийской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развитияРоссийской Федерации на период до 2024 года»: «Воспитаниегармонично развитой и социально ответственной личности на основедуховно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических инационально-культурных традиций». Т.о. создание благоприятных условий дляполноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основбазовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физическихкачеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности,обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Ведущие цель рабочей программы направлена на полноценное развитие ребенка от 4 до 8 лет жизни в адекватных его возрасту видахдетской деятельности; формирование социокультурной среды, направленной наразвитие общей культуры, физических, интеллектуальных, нравственных,эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебнойдеятельности, сохранение и укрепление здоровья; осуществление квалифицированнойкоррекции на создание развивающей образовательной среды, которая представляетсобой систему условий социализации и индивидуализации детей младшегодошкольного возраста. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребёнка,сохранению укреплению здоровья детей, а так же воспитанию у дошкольников таких качеств как: патриотизм, активнаяжизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций,уважение к традиционным ценностям. Цели Программы достигаются через решение следующих задач,обозначенных в ФГОС ДО: – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в томчисле их эмоционального благополучия; – обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенкав период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации,языка, социального статуса; – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с ихвозрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей итворческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми,взрослыми и миром; – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс наоснове духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществеправил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; – формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формированиепредпосылок учебной деятельности; – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным ииндивидуальным особенностям детей; – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышениекомпетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития иобразования, охраны и укрепления здоровья детей; – обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общегои начального общего образования.
Задачи части,формируемой участниками образовательных отношений: В частиПрограммы, формируемой участниками образовательных отношений, определено дванаправления: В модуле«Познавательного развития» с целью - формирование финансовой культуры и азов финансовойграмотности у детей старших и подготовительных групп детских садов. - познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; - раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт(результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег какжизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа ихзаработать; - сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильноеотношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; - подготовить к принятию своих первых финансовых решений; - заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению иконтролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; - научить соотносить понятия надо, хочу и могу; - обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: • трудиться, работать и зарабатывать; • деньги, доходы; • покупать, тратить, расходовать, транжирить; • откладывать, копить, сберегать; • одалживать, занимать, отдавать, возвращать; • планировать, экономить. - способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы иценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми вобществе; - подготовить детей к жизненному этапу, когдабудут появляться карманные (личные) деньги. Воспитательные: - активизировать коммуникативную деятельность детей; - стимулировать интерес к изучению мира финансов; - сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовойкультуры и овладению финансовой грамотностью; - способствовать повышению ответственности исамоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; - обеспечить психолого-педагогическую поддержкусемьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовойкультуры ребёнка. В модуле«художественно-эстетического развития» -формирование эстетического отношения к окружающему миру и творческоеразвитие ребенка с учетом его индивидуальности. Цель: направленное и последовательное воспитание удетей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения кокружающему миру и творческой самореализации. Основныезадачи: 1. Раскрыть природу изобразительного искусства какрезультат творческой деятельности человека. 2. Формировать эстетическое отношение кизобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, кокружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания. 3. Развивать эстетическое восприятие какэмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого». 4. Знакомить с деятельностью художника (инародного мастера) на всех его уровнях: восприятие–исполнительство–творчество. 5. Формировать многоаспектный опыт художественнойдеятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости. Основополагающая идея программы состоит в том, чтохудожественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство,творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.
1.2 Принципы и подходы по организации образовательной деятельности Принципы и подходы к формированию Программы. Опираясь на научные концепции, Программа реализуетследующие основные принципы и положения, обозначенными в ФГОС ДО: Обеспечивает поддержку разнообразиядетства. Принимая вызовы современного мира, ООП ДО рассматриваетразнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использованиеразнообразия для обогащения образовательного процесса. ОУ выстраиваетобразовательную деятельность с учетом региональной специфики Уральскогорегиона, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных ииндивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения; Обеспечивает сохранение уникальности исамоценности детства как важного этапа в общем развитиичеловека, полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого,раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; Обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, в том числеразвитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физическихкачеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; Реализует принцип возрастного соответствия — предлагаетсодержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическимизаконами развития и возрастными возможностями детей; Реализует принцип содействия и сотрудничества детей ивзрослых,признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательныхотношений – как детей, так и взрослых – в реализации Программы. Каждый участникимеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия,проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявитьиннициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участникамиобразовательных отношений, Детям представляется возможность высказывать своивзгляды, своё мнение, занимать позицию и отстаивать её, принимать решения ибрать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями; Сочетает принципы научной обоснованности и практическойприменимости — соответствует основным положениям возрастной психологии идошкольной педагогики и может быть успешно реализована в массовой практикедошкольного образования; Соответствует критериям полноты, необходимости идостаточности — решает поставленные цели и задачи на необходимом идостаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»; Объединяет обучение и воспитание в целостныйобразовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных исоциокультурных ценностей; Программа построена на принципах позитивной социализации детейна основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,семьи, общества и государства; Обеспечивает преемственность между всеми возрастнымидошкольными группами и между детским садом и начальной школой; Реализует принцип индивидуализации дошкольногообразования, что означает построение образовательного процесса с учетоминдивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей, такое построениеобразовательной деятельности, которое открывает возможности дляиндивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенкаспецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности ивозрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активнымв выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализацииэтого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сборданных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложнойситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности,акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активностиребенка; Базируется на личностно-ориентированном взаимодействиивзрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности,неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей вразличных видах деятельности; Предусматривает учет региональной специфики иварьирование образовательного процесса в зависимости от региональныхособенностей, учета этнокультурной ситуации развития детей; Обеспечивает полноту содержания и интеграция отдельныхобразовательных областей. В соответствии со СтандартомПрограмма предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное,речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредствомразличных видов детской активности. Деление Программы на образовательныеобласти не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком поотдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесносвязано с другими областями. Такаяорганизация образовательного процесса соответствуетособенностям дошкольного возраста. · Реализует принцип открытости дошкольного образования; · Предусматривает эффективное взаимодействие с семьямивоспитанников; · Использует преимущества сетевого взаимодействия с местнымсообществом; · Предусматривает создание современнойинформационно-образовательной среды организации; · Предлагает механизм профессионального и личностного ростапедагогов. Методологические подходы к формированиюПрограммы. Программапродолжает лучшие традиции отечественного дошкольного образования и учитываетрезультаты современных отечественных и зарубежных исследований в областидошкольной педагогики и психологии и последних исследований качествадошкольного образования. Программы основываются на научных положениях,разработанных в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и егопоследователей. Программа базируется на семи основополагающихметодологических подходах дошкольной психологии и педагогики - «Семь золотых принципов дошкольнойпедагогики»: зона ближайшего развития (ЗБР) автор Лев Семенович Выготский правильноорганизованное обучение - обучение,которое опирается на зону ближайшего развития ребенка и «ведет» за собойразвитие. Зона ближайшего развития (ЗБР) характеризуется содержанием, которымребенок способен овладеть, подражая действиям взрослого. Важно подчеркнуть, чтоЗБР — это область, создаваемая взрослым, внутри которой ребенок действуетразумно и осмысленно. ЗБР представляет собой особое пространство взаимодействиявзрослого и ребенка, в котором ребенок с помощью взрослого осваивает образцычеловеческой культуры. Наличие ЗБР свидетельствует о ведущей роли взрослого впсихическом развитии ребенка. Т.о. обучение в рамках Программы — это развивающее обучениев зоне ближайшего развития ребенка. Оно определяется содержанием предлагаемыхвзрослым задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но способенвыполнить в совместной с взрослым деятельности. Развитие в рамках Программывыступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. 2. культуросообразности автор Константин Дмитриевич Ушинскийсвоеобразие каждого народа обусловлено его историческим развитием,географическими и природными условиями и воспитание образованного человека игражданина должно начинаться со знания своей родины, ее природы, географии,истории, культуры. Применение принципа культуросообразности в Программеориентирует педагогов на учет национальных ценностей и традиций, что создаетусловия для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Образованиерассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческойкультуры (знание, мораль, искусство, труд). Т.о. воспитание и обучение ребенка должно строиться наоснове духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,исторических и национально-культурных традиций, а один из главных критериевотбора программного материала — его воспитательная ценность. 3. Деятельностный подход автор АлексейНиколаевич Леонтьев и его коллег (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.) психикаребенка развивается в разнообразных специфических детских видах деятельности,таких как: игровая, изобразительная, конструирование, исследовательская,проектная, общение и т.д. Т.О. обучение должно строиться на базе характерных длядошкольного возраста видах деятельности. Ребенок развивается тогда, когда онявляется активным участником, субъектом процесса обучения, занимается важным иинтересным для него делом. 4. Периодизацияразвития автор Даниил Борисович Эльконин в развитии ребенка выделяются своеобразные периоды,определяемые типом ведущей деятельности и соответствующими психологическимиособенностями. Психическое развитие ребенка происходит неравномерно, и плавныепериоды развития завершаются «кризисом», скачком, когда ребенок переходит нановый возрастной этап развития. Длякаждого возрастного периода оптимальной является такая организацияобразовательного процесса, которая осуществляется с опорой на ведущий виддеятельности. Т.О. Программы строиться с учетом возрастных возможностейдетей с опорой на ведущий вид деятельности. 5. Амплификация детского развития автор Александр Владимирович Запорожец Амплификация — это широкое развертывание и максимальноеобогащение содержания специфически детских видов деятельности (игра,конструирование, изобразительная деятельность и др.), а также общения сосверстниками и с взрослыми. Применительно к психическому развитию ребенка, А.В. Запорожец противопоставлял амплификацию искусственной акселерации,выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременномпревращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Амплификация детского развития способствует формированиютех психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболееблагоприятные предпосылки создаются в раннем детстве. Т.о. Программы, признавая уникальность дошкольного детства,как важнейшего этапа в общем развитии человека, ориентируются на обеспечениепредельно полного проживания детьми дошкольного детства как самоценного,значимого самого по себе этапа жизни каждого ребенка. Работа в Программеведется по линии обогащения (амплификации) детского развития, т.е. избегаяискусственного ускорения или замедления социальной ситуации развития ребенка,максимально насыщается специфическими для дошкольного возраста видамиактивности, среди которых особая роль отводится игре как ведущему видудеятельности. 6. Развивающее обучение автор Василий Васильевич Давыдов Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдоваориентировано на понимание ребенком обобщенных отношений ипричинно-следственных связей между фактами. В дошкольном возрасте это означает,что у ребенка в процессе специфических детских видов деятельности при освоениикультурных средств развиваются мышление, воображение, умение анализировать,обобщать и делать выводы. Т.О. Педагог должен сделать обучение развивающим, то естьнаправленным не столько на накопление знаний, сколько на развитие умениядумать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. 7. Пространство детской реализации (ПДР) Николай ЕвгеньевичВеракса В качестве главного условия развития детской личностиПрограммой предусматривается социальная поддержка детской индивидуальности. Дляэтого разворачивается «пространство детской реализации» (Н. Е. Веракса). ПДР(пространство детской реализации) обеспечивает развитие личности, поддержку ееиндивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способовсамореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска. Для этоговзрослый должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах: · заметить проявление детскойинициативы; · помочь ребенку осознать исформулировать свою идею; · способствовать реализации замыслаили проекта; · создать условия для представления(предъявления, презентации) ребенком своих достижений социальному окружению,способствовать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный результат; · помочь ребенку осознать пользу изначимость своего труда для окружающих. Т.е. раскрывается и развивается индивидуальность каждогоребенка, поддерживается его уникальность, создается детско-взрослое сообщество,в котором формируется личностно-развивающий и гуманистический характердетско-взрослого взаимодействия. Ребенок утверждается как личность, у негопоявляется опыт продуктивного социального взаимодействия с взрослыми исверстниками, формируются переживания социального успеха и собственнойзначимости. Т.О. создание ПДР (пространство детской реализации) —необходимое условие развития индивидуальности и формирования личности ребенка.Педагог должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах, во всехвидах деятельности.
1.3 Значимые дляорганизации образовательной деятельности характеристики Значимыедля организации образовательной деятельности характеристики в основнойчасти программы
Психолого–педагогическиеусловия Психолого–педагогические условия помогут реализовать содержание имеханизмы, заложенные в Программу, обеспечивают полноценное развитие личностидетей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферахсоциально-коммуникативного, познавательного, речевого,художественно-эстетического и физического развития на фоне эмоциональногоблагополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Развивающие занятия. При проведении занятий использоватьсовременные образовательные технологии, работать в зоне ближайшего развития(ЗБР), реализовывать деятельностный подход и принципы развивающего обучения,использовать на занятиях материал, соответствующий духовно-нравственнымценностям, историческим и национально-культурным традициям народов Россиипозволит сохранить интерес детей и обеспечить их активное участие в занятии. Эмоциональное благополучие. Постояннозаботиться об эмоциональном благополучии детей, что означает теплое,уважительное, доброжелательное отношение к каждому ребенку, к его чувствам ипотребностям, проявление уважения к его индивидуальности, чуткость к егоэмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства ит.п., чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности, был уверен, что егоздесь любят, о нем позаботятся помогут Детям с удовольствием ходит в детскийсад, радоваться встрече со сверстниками и воспитателями. Справедливость и равноправие. Одинаковохорошо относиться ко всем детям независимо от пола, нации, языка, социальногостатуса, психофизиологических и других особенностей обеспечит дружелюбноеотношение детей друг к другу независимо от пола, нации, языка, социальногостатуса, психофизиологических и других особенностей. Детско-взрослое сообщество. Педагогунеобходимо проводить специальную работу над созданием детско-взрослогосообщества, основанного на взаимном уважении, равноправии, доброжелательности,сотрудничестве всех участников образовательных отношений (детей, педагогов,родителей), что будет способствовать активному и заинтересованному участиюдетей в реализации совместных проектов и общегрупповых событий, наличие вгруппе традиций, совместных правил, умение детей хорошо взаимодействовать исамостоятельно договариваться друг с другом. Формирование ценностных представлений. Проявление удетей таких качеств, как справедливость, забота о тех, кто слабее, чувствогордости за свою страну, за ее достижения, стремление быть полезным членомсообщества, умение поступиться личными интересами в интересах общего дела будетформироваться через объединение обучения и воспитания в целостный образовательныйпроцесс на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,исторических и национально-культурных традиций, воспитание у дошкольников такихкачеств, как: · патриотизм, любовь к Родине,гордость за ее достижения; · уважение к традиционнымценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение кмалышам, пожилым людям и пр.; · традиционные гендерныепредставления; · нравственные основы личности —стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть «хорошим»). · ПДР (пространство детскойреализации). Постоянная работа над созданием ПДР, что означает: · поддержка и развитие детскойинициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации замысла; · предоставление свободы выбораспособов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска; · личностно-ориентированноевзаимодействие, поддержка индивидуальности, признание уникальности,неповторимости каждого ребенка; · уважительное отношение крезультатам детского труда и творчества; · создание условий для представления(предъявления, презентации); · своих достижений социальномуокружению; · помощь в осознании пользы,признании значимости полученного результата для окружающих. Сформирует у детей инициативу и самостоятельность в различных видах детскойдеятельности, проявление активной жизненной позиции, умения творчески подходитьк решению различных жизненных ситуаций. Нацеленность на дальнейшее образование. Развитиепознавательного интереса, стремления к получению знаний, формированиеположительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, вузе. Формированиеотношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей поможетдетям стать любознательными, задаватьмного вопросов, проявлять интерес к школе, желание в будущем учиться в школе. Региональный компонент. В содержании образования учитывается специфика национальных,социокультурных условий Уральского региона, что создаёт условия для воспитания интереса, проявлению у дошкольников интереса и уважения к родному краю,формирует представление об его основных достопримечательностях. Реализуярегиональный компонент, обогащается содержание образования, то способствуетвоспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помогает детям войтив мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. Реализовать региональный компонентпедагогам помогает образовательная программа с детьми дошкольного возраста «Мыживём на Урале» авт. О.В.Толстикова, О.В. Савельева (Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО«ИРО». – 2013г. –102с). В образовательной программе: определены основные принципы, цели и задачиобразовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с сохранением длявзрослого (педагога, родителей) пространства для творчества, возможности учетаиндивидуальных особенностей и интересов современного ребенка; - представленосодержание программы, направленное на обеспечение развития личности современногоребенка, его социализации при сохранении этнической самоценности; компонентамисодержания становятся толерантность, гражданственность и этнотолерантность,которые могут формироватьсяцеленаправленно средствами вхождения ребенка в культуру; - описаны вариативные формы, способы, методы исредства реализации образовательной программы; - определены планируемыерезультаты освоения ребенком образовательной программы как целевые ориентирыдля взрослых; - определены подходы к конструированиюинтерактивной предметно-развивающей среды, способствующей развитию исаморазвитию ребенка дошкольного возраста; -определены требования, предъявляемые к взрослому,ориентированному на учет специфики национальных, социокультурных условий, вкоторых осуществляется образовательная деятельность. Образовательная программа создана с опорой на лучшиетрадиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение всодержании основных направлений (областей) развития детей, обозначенных вФедеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетомклиматических, демографических условий, национально-культурных традиций народовСреднего Урала. Предметно-пространственная среда. Использоватьвсе возможности для создания современной предметно-пространственной среды всоответствии с требованиями Программы иФГОС дошкольного образования (извлечения) «…3.3. Требования к развивающей предметно-пространственнойсреде». 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная средаобеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространстваорганизации, Группы, а также территории, прилегающей к организации илинаходящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы(далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детейдошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков ихразвития. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должнаобеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числедетей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а такжевозможности для уединения. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должнаобеспечивать: • реализациюразличных образовательных программ; • в случаеорганизации инклюзивного образования — необходимые для него условия; • учетнационально-культурных, климатических условий, в которых осуществляетсяобразовательная деятельность; • учетвозрастных особенностей детей. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должнабыть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастнымвозможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащеносредствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующимиматериалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительнымоборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразиематериалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должныобеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческуюактивность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами(в том числе с песком и водой); • двигательную активность, в том числе развитие крупной имелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии спредметно-пространственным окружением; • возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательноепространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности длядвижения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможностьизменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательнойситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: • возможность разнообразного использования различныхсоставляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей,ширм и т.д.; • наличие в организации или Группе полифункциональных (необладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числеприродных материалов, пригодных для использования в разных видах детскойактивности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: • наличие в организации или Группе различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов,игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появлениеновых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную иисследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей сограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, гдеосуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченнымивозможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающимвсе основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной средыпредполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечениюнадежности и безопасности их использования. 3.3.5. организация самостоятельно определяет средстваобучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числерасходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь,необходимые для реализации Программы.» Современныеобразовательные технологии. Использование современных образовательныхтехнологий является необходимым условием профессионализма педагога. Однойиз ведущих инновационных технологий используемых педагогами Учреждения являетсяигровая технология «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Целью которой является –построение педагогического процесса, способствующегоинтеллектуально-творческому развитию детей в игре. Новизна технологиизаключается в вариативном дидактическом сопровождении становленияинтеллектуальных, социальных и творческих умений детей в организованнойсовместной деятельности взрослого и детей. Практическая значимость технологии –в повышении образовательного потенциала развивающей предметно-пространственнойсреды Учреждения и повышения эффективности образовательного процесса.Использование игр в качестве образовательных средств способствует потенциальномупроживанию ребёнком всех этапов детства, поскольку игровое оборудованиенаправленно на решение ряда возрастных задач, связанных с познавательным исоциальным развитием. Использование игровой деятельности как базового прессадля организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по решениюразличных задач позволяет реализовать индивидуализацию в качестве основногопринципа современного дошкольного образования. Учитывая особенности каждогоребёнка, который становиться активным участником деятельности с использованиемигрового оборудования, взрослый организует сотрудничество детей и взрослых какпартнёров, тем самым актуализирует субъектную позицию ребёнка, поддерживая егоинициативность и активность. Использование игр Воскобовича в воспитательно-образовательномпроцессе способствует обеспечению вариативности содержания Программы иорганизационных форм дошкольного образования. Развивающие игры В.В. Воскобовичаспособствуют социально-коммуникативному, познавательному, речевому,художественно-эстетическому и физическому развитию детей, т.е. тем направлениямразвития и образования, которые предусмотрены ФГОС дошкольного образования. Игры В.В. Воскобовича помогают дошкольникам осваиватьосновные игровые приёмы, приобретать навыки конструирования, выполнять задания,требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.Игровые умения совершенствуются и в творческой деятельности. В старшемдошкольном возрасте в самостоятельнойдеятельности дети изобретают игровые задания, предлагают новые решения,придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы и сочиняютигры и сказки. Взаимодействие с семьями воспитанников. Осуществляяэффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в том числе обеспечивая: • открытость дошкольногообразования: открытость и доступность информации, регулярность информирования,свободный доступ родителей в пространство детского сада; • максимальноеучастие родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях,образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.); • педагогическуюподдержку семьи в повышении компетентности родителей в вопросах развития иобразования, охраны и укрепления здоровья детей; • единство подходов к воспитанию детей в условияхдошкольного образовательного учреждения и семьи; позволит сменить формат взаимодействия родителей ивоспитателей (родители из требовательных «заказчиков образовательной услугистанут союзниками, партнерами и помощниками педагогам, полноправнымиучастниками образовательного процесса). Вобразовательной деятельности педагогами учитывается три модели, которыеохватывают всё множество дошкольных образовательных программ: это учебная,комплексно-тематическая и предметно-средовая модели. Для каждой из них характерна определеннаяпозиция (или стиль поведения) взрослого, определенное соотношение инициативы иактивности взрослого и ребёнка, и специфическая организация образовательногосодержания. Так как каждая из моделей имеет свои очевидные достоинства инедостатки, Программой предполагается сочетание в работе всех трёх моделей, чтопозволит использовать сильные стороны моделей и обойти слабые места. При таком подходе образовательная деятельность в ОУ условноразделяется на три составляющих, каждой из которых соответствует определеннаяпозиция обучающего взрослого: при непосредственно организованном обучении в форме занятийрекомендуется позиция педагога, который ставит перед детьми определённыезадачи, предлагает конкретные способы или средства их разрешения, оцениваетправильность действий (в изолированном виде приводит к учебно-дисциплинарноймодели образования, которая сосредоточена на систематической передачеобучающимся знаний, умений, навыков в рамках сложившихся академическихпредметов); во время взросло-детской (партнёрской) деятельностиреализуется позиция равного партнёра, включённого в деятельность с детьми,который «из нутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимаетзамыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающиев совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок (визолированном виде приводит к реализации комплексно-тематическойобразовательной модели, которая дает детям возможность познавать мир в егоцелостности, творить и свободно придумывать, однако не всегда может обеспечитьсистемность знаний); при свободной самостоятельной деятельности детей педагогзанимает позицию создателя развивающей среды. При таком подходе взрослыйнепосредственно не включен в детскую деятельность, а создает образовательнуюсреду, которая позволяет детям действовать свободно и самостоятельно (визолированном виде приводит к реализации предметно-средовой модели дошкольногообразования, которая воплощает «средовой» подход в образовании и обеспечиваетлишь «косвенное» присутствие взрослого в детской деятельности). Гармоничное сочетание в Программе трёх подходов позволяет,с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащатьразвитие детей, а с другой стороны – организовать для детей культурное пространствосвободного действия, необходимое для процесса индивидуализации. Оптимальное сочетание моделей зависит от многих факторов, впервую очередь от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также отконкретной образовательной ситуации. Однако очевидно, что ввиду спецификидошкольного возраста учебная модель занимает сравнительно скромное место, аосновную роль играют проектно-тематическая и средовая составляющие. В основе Программе лежит философский взгляд на образованиеребенка дошкольного возраста, обращённый к личностно-ориентированнойпедагогике, ориентированной на ребенка, который основан на практике обучения,соответствующего развитию детей. Такой подход позволяет большинству детейразвиваться и учиться, полностью используя свой потенциал, в том числе и детей,со специальными потребностями которым требуется применение дополнительныхметодов, обеспечивающих им условия полноценного обучения и развития,становления и развития личности ребёнка, его самореализации. Содержаниеобразовательного процесса направлено на организацию активной деятельности детейпо созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решенияпроблем. Значимыедля организации образовательной деятельности характеристики в частиформируемой участниками образовательных отношений Рабочаяпрограмма для детей дошкольного возраста охватывает три возрастных периода физическогои психического развития детей: -младшийдошкольный возраст – от 4 до 5 лет -старший дошкольныйвозраст – от 5 до 6 лет; -подготовительный к школе - от 6 – 8 лет. Возрастные характеристики особенностей развитиядетей, воспитывающихся в ОУ Возрастные особенности развития детей 5–8 лет Учитываютсявозрастные особенности современных детей (по данным исследований, проведенных врамках Проекта ЮНЕСКО «От младенчества до школы») Дошкольники: комплексноеразвитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); вышеуровень интеллекта (высокий уровень составляет 130 IQ,а не 100; раньше такой IQ встречался уодного ребенка из десяти тысяч); дети 2-3 лет справляются с заданиями,рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной потребностью квосприятию информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения, если неполучает необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлятьнедовольство или агрессию; информационный перегруз многих из них явно небеспокоит; объем долговременной памяти намного больше, а проходимостьоперативной выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большоеколичество информации за короткий промежуток времени. Современные дошкольникине испытывают стресса при контакте с техникой (Интернетом, компьютером,мобильным телефоном и пр.) и воспринимают их как реальный источник информации. Рефлекс свободы: у современных детей система отношенийдоминирует над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос«зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и онстарался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладаетрефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Детинастойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия.Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своейдеятельной натуры. Таким образом, при разработке Программы учитывается,что с поправкой на индивидуальные особенности, уникальность личного социальногоопыта и индивидуальную траектории развития современный ребенок обладает: · достаточно развитым восприятиеммногофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций; · памятью достаточно развитой дляудержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте; · мышлением, достаточным дляосознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофакторнымиявлениями и событиями; · речью, позволяющей объяснять своипредставления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяетребенку вступать в отношения разного уровня и направленности; · исследовательской инициативой,побуждающей ребенка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешноисследовать сложные, многосвязные,физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностныехарактеристики и сети внутренних причинных взаимодействий; · сложившейся «субъектностью»,позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъектудеятельности, но и как субъекту социальных отношений; · внутренней позицией, которая, восновном будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчаспозволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческихпредставлений) относиться событиям и явлениям, что соответствует темпотенциальным способностям, которыми должен обладать человек для развития исаморазвития, для реализации в сотрудничестве и самореализации в самостоятельновыбранных видах деятельности. Планируяобразовательную работу с воспитанниками, опираемся на характеристики возрастныхособенностей развития дошкольного возраста, учитывают конкретные условия иособенности контингента воспитанников; индивидуальные особенности и интересыдетей. Возрастныеособенности развития детей 4 -5 лет Возрастныеособенности развития детей 5–6 лет Детишестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своеповедение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующейи по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальныеотношения детей, отличается от ролевой речи. Детиначинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций вразличных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них болеепривлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникатьконфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдаетсяорганизация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и«периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре«Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферииигрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развиваетсяизобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Втечение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут бытьсамыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемыеситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собойсхематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностьюкомпозиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисункиприобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократноповторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Порисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянииизображенного человека. Конструированиехарактеризуется умением анализировать условия, в которых протекает этадеятельность. Дети используют и называют различные детали деревянногоконструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегосяматериала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способнывыделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельностьможет осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляетсяконструирование в ходе совместной деятельности. Детимогут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре,шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способаконструирования: 1)от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает»природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2)от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимыйматериал, для того чтобы воплотить образ). Продолжаетсовершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета иих оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — повозрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однакодети могут испытывать трудности при анализе пространственного положенияобъектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственногорасположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятиепредставляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должныодновременно учитывать несколько различных и при этом противоположныхпризнаков. Встаршем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Детиспособны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершитьпреобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят вовзаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в томслучае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди нихможно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессенаглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представлениядетей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а такжепредставления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дняи ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий,представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоватьсяобобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольномвозрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Детигруппируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинаютформироваться операции логического сложения (объединения) и умножения(пересечения) классов. Так, например, старшие дошкольники при группировкеобъектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Какпоказали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольноговозраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, еслианализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитиевоображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные ипоследовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активноразвиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжаютразвиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдаетсяпереход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжаетсовершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводитьшипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и вповседневной жизни. Совершенствуетсяграмматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активнозанимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используютсясинонимы и антонимы. Развиваетсясвязная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая нетолько главное, но и детали. Достиженияэтого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированиемигрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности,отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенногоспособа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображенияпредметов одинаковой формы. Восприятиев этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитиемышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированныепредставления, комплексные представления, представления о цикличностиизменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение,произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастныеособенности развития детей 6–8 лет. Всюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваиватьсложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненныеситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь и т.д. Игровыедействия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который невсегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем можетбыть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Приэтом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровомупространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенокуже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама илипокупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, нои тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например,исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняетсяинспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенокможет по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятуюранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образыиз окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми визобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают болеедетализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явнымистановятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотноизображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуютженские образы: принцесс, балерин, моделей и т.п. Часто встречаются и бытовыесюжеты: мама и дочка, комната и т.п. Изображение человека становится ещеболее детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза,рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Приправильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческиеспособности в изобразительной деятельности. Кподготовительной к школе группе дети в значительной степени осваиваютконструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщеннымиспособами анализа как изображений, так и 30 января 2022 в 19:50
Прикреплённые файлы:Документ: Рабочая программа 2021-2022 Описание файла:Файл называется: rp-m-b-21-22_8ecjq.doc Это официальный файл организации ««Дружная семейка»», в нём содержится Рабочая программа 2021-2022. Размер файла: 2,28 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.